Масленица — древний славянский праздник

Масленица, которую в старых белорусских сёлах до сих пор называют ещё Комоедицей, — древнейший праздник славян, корнями ушедший в далёкие языческие времена. Тогда славяне не знали христианства, поклонялись Велесу, Яриле, Перуну и другим своим божествам. В этот праздник они выпроваживали зиму и радовались скорой весне, весело празднуя пробуждение природы. Самое интересное — значение праздника Масленица для славянского сообщества осталось прежним, несмотря на десятки веков, разделивших современность и прошлое.

Масленица, или Комоедица, — славянский праздник

Особенно весёлая после зимнего покоя Масленица — древний славянский праздник, который символизирует приход весны и связанное с этим энергетическое и эмоциональное обновление всего мира. Комоедица — один из важнейших праздников славян, связанных с заметными природными явлениями. В день осеннего равноденствия (Таусеня) закрываются врата Ирия, природа засыпает, а земля отдыхает. В день зимнего солнцестояния народился Коляда — бог юного Солнца, во время летнего празднуют Купалу. В день весеннего равноденствия распахиваются врата Ирия, давая возможность предкам попасть в мир Яви. Их появление символизируют птицы, прилетающие к этой поре. Комоедица — время, когда связь с родом наиболее сильна и ощутима.

Масленица — древний славянский праздник

Такое масштабное явление, как начало в приРоде нового цикла, наши предки просто не могли оставить без внимания. Жившие в суровом климате славяне ценили летний период, считали время не годами, а летами, поэтому так радовались приходу тепла. Даже новый год в России до 1492 года начинался с марта. Пик языческой Масленицы приходится на время весеннего астрономического равноденствия (19–21 марта), когда день побеждает ночь. После этой даты светлое время с каждым днём прибавляется, солнце греет всё сильнее, пробуждая природные силы.

После крещения власти пытались отменить языческий праздник славян, но у них не получилось. Несмотря на запретительные меры и суровые наказания, праздник по-прежнему оставался популярным у народа. Тогда языческую Комоедицу, как и многие другие славянские праздники, попытались адаптировать под христианские традиции. Масленица стала преддверием Великого поста, и её даты изменили, подстраивая под христианские ритуалы. В церковном календаре нет Масленицы, масленичную неделю устав называет сырной седмицей, приписывая ей отличное от первоначального значение, добавив свои ритуалы, подменив понятия.

Однако в большинстве своём люди по-прежнему видят в празднике только прощание с холодной неприветливой зимой, возможность повеселиться в ожидании скорого пробуждения долгожданной весны.

Праздник Масленица в славянской вере

Славяне начинали отмечать Масленицу за неделю до дня солнцестояния и продолжали ещё неделю после него. Причём неделя у наших предков продолжалась не семь, а девять дней. В этот период юный зимний бог Коляда становится Ярилой-Солнцем, олицетворением расцвета и силы жизни, любви, всего доброго. На вторые сутки равноденствия люди провожают богиню Марену на отдых в её владения на севере Мидгард-Земли.

Когда богиня вновь вернётся, чтобы наблюдать за отдыхом природы, всё живое опять погрузится в покой и долгий сон. Славяне боялись и почитали Марену — божество зимы, ночи и смерти, дочь Лады и Сварога, сестру Перуна. Она не прерывала жизнь человека, а показывала его душе дорогу в тот мир, который та заслужила. Героев, отдавших жизнь за род, она награждала поцелуем и направляла в небесную страну Ирий.

Комоедица — откуда название

Главным яством праздника до сих пор считается блин, символизирующий солнце, растапливающий масло, как светило — снег. Съесть блин значило наполнить душу и тело живительной солнечной энергией. Другой обрядовой едой были комы — хлебцы, выпеченные из смеси ячменя, овса, гороха с добавлением сушёных ягод и орехов. По одной из версий, комы — это медведи, встающие после зимней спячки, а вместе с пробуждением могучего лесного хозяина просыпается и все живое.

Как полагают уважаемые славянофилы, языческое название масленичных дней — «Комоедица» пошло от одного из этих понятий. «Масленицей» праздник назвали позже, в XVI веке. Блинами и хлебцами было принято потчевать медведя, задабривая его. С утра пораньше подношения относили в лес и складывали на пеньке, только потом приступали к пиршеству.

Масленица: борьба двух начал

На протяжении всех событий праздника женщины и мужчины действуют по большей части отдельно, символизируя противоборство двух сил Всемирья. Мужское начало — горячее, светлое олицетворение будущего лета, женское — холодное, тёмное, как зима. Мужчины — это сторонники нового Света, Яри, благодаря которой зарождается новое. Женщины — защитницы Равновесия, Устоев. На празднике весенние силы должны победить зимние, чтобы сила Ярилы начала проявляться всё активнее. Силы Чернобога и Марены, а также их слуг — духов болезней и несчастий, за несколько дней до сжигания чучела значительно возрастают. После жертвенного костра Чернобог и Марена уходят, оставляя только духов, способных навредить человеку.

Создание чучела — это не так просто

Большое чучело Зимы создают женщины отдельно от мужчин. К шесту с перекладиной привязывают руки, туловище из соломы или сена. Чучело одевают в старую одежду, с которой в обрядовый огонь отправятся все несчастья и беды

бывших владельцев нарядов. После того, как будет прикреплена голова, девушки рисуют рот, нос и последними — глаза, которые обязательно должны быть закрытыми. Марена не должна до поры смотреть на людей глазами чучела Зимы. До своего времени готовый образ оставляют в снежной крепости.

Забавы и состязания праздника Масленница

Игрища (ручеёк, городок, лазание на столб, другие), народные гуляния, хороводы — безудержное веселье на празднике бьёт ключом, радуя всех присутствующих. Разводят костры (не жертвенные) и парни с девушками прыгают через них, очищая тело и душу огнём. Во время праздника мужчины показывают свою силу и удаль, соревнуясь в различных состязаниях.

Раньше на Масленицу приходился настоящий разгул кулачных боёв — поединков, во время которых показывалась отвага бойцов. Не зря славяне всем другим народам были известны как доблестные воины. Кулачные бои регламентировались строгими правилами, позволявшими избежать увечий. Бились «стенка на стенку», «один на один». Для участия в свальном бою, когда каждый стоял сам за себя и против всех, требовались особенные хладнокровие, сила удара, ловкость. Участие в сражениях поочерёдно принимали как ватаги мальчишек, так и женатые мужчины в возрасте.

Штурм Зимней крепости

После состязаний и забав мужчины штурмуют снежную крепость, в которой стоит чучело Зимы. Всё в Мире основано на триединстве, поэтому победа должна достигаться только с третьей попытки. При каждом наступлении штурмующие отвоёвывают по одной стороне бытия: реальность Явь, Правь, Навь. Именно поэтому первые два раза мужчины должны отступить, как будто защитницы снежного укрепления сильнее. Но каждый раз они должны унести с собой какой-нибудь трофей в знак мировой победы. Окончательной победа станет, когда чучело будет захвачено и доставлено к костру Марены.

Сжигание чучела Зимы

Перед помещением чучела в огонь, его обносят перед собравшимися людьми по кругу по направлению движения солнца. Расположившись вокруг костра, участники праздника навешивают на соломенную куклу наузы, в которые мысленно вкладывают всё, от чего нужно избавиться в наступающем лете. Вплетённые фигурки животных, человечков, цветов и других символов усиливают эффект, если образно поддерживают цель хозяев. В огонь также помещают куколки из соломы, на которые наговорены пожелания счастья, богатого урожая и многое другое. Вместе с куколками в пламя бросают зёрна, блины, прося у богов хорошего урожая.

После завершения Круга Марена открывает «глаза» (их прорисовывают) и внимательно осматривается, чтобы запомнить и унести с собой всё отжившее и ненужное. По этой причине славяне закрывали лица масками, чтобы уберечься от наказания Марены-Мары. Шест водружается в кострище, чучело вспыхивает и тает под языками пламени. Провожают сгорающую Зиму хороводом против часовой стрелки и песнями-приговорами. Славяне верили, что если пепел с кострища развеять над полями, то будет богатый урожай.

Праздник заканчивается общим пиром: поеданием блинов, питьём медовухи (сброженного мёда), кваса. Не забывали славяне и своих предков, которые незримо присутствовали на празднике: им предназначалась часть самых вкусных кушаний с накрытого стола.

Масленица — одно из самых добрых и светлых славянских торжеств, когда пламя рассеивает мрак, а на Мировом Древе, набравшемся сил во время зимнего покоя, появляются молодые побеги. Это время новых свершений, надежд, когда люди радуются красоте и плодородности расцветающей природы. Комоедицу отмечали наши предки, жившие в согласии с природой, почитавшие своих прародителей и очень уважительно относившиеся к своему роду. Проникнуться их духовной сутью, а не внешней обрядовой стороной — значит приблизиться к своим корням и очиститься.


X